?

Log in

No account? Create an account

ИЦ "АФТЕРШОК"

АНАЛИЗ

Previous Entry Share Next Entry
Times: "Самопожертвование русских – в чем причина?"
2757
alexsword wrote in aftershock_2
 Статья лондонского Таймс, 26 сентября 1941. Не комментирую. 

Что заставляет русских сражаться так беззаветно?

Что заставляет русских сражаться так беззаветно? Почему, в отличие от других европейцев, они готовы уничтожать собственное имущество, дома, сжигать леса, отчаянно пытаясь одолеть агрессора. Пожалуй, именно это больше всего ставит в тупик любого, кто наблюдает за войной на Востоке. Самих немцев это тоже ставит в тупик - и не на шутку тревожит. Они жалуются: русские не похожи на других, в них есть что-то необъяснимое – они не знают и не соблюдают правил игры, они сражаются насмерть, они теряют территорию, людей и технику, но продолжают драться с прежним ожесточением. Когда и где наступит конец этой войне, недоумевают немцы.

На этот вопрос ответил Лев Толстой в одной из величайших книг всех времен и народов – «Войне и мире». 22 июня 1812 г. [так в тексте. На самом деле – 24 июня – прим. перев.] Наполеон объявил России войну и вторгся в ее пределы во главе почти шестисоттысячной армии; крупнейший по численности контингент в ее рядах, кстати, составляли немцы. (Какое надменное стремление бросить вызов судьбе могло побудить другого человека, одержимого манией величия – Гитлера – выбрать ту же дату для собственного нападения на эту страну?) 7 сентября, в сотне миль к западу от Москвы, Кутузов рискнул дать генеральное сражение при Бородино, отчаянно пытаясь спасти древнюю русскую столицу страны от захвата неприятелем. И каков же был результат этого сражения, где русские противостояли врагу, превосходившему их числом и неоднократно наносившему им поражения в прошлом?

Вот как оценивает его Толстой: «Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает. Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же «прокламация короткая и энергическая», он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно-бессильно... со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск... что-то странное происходило с его войсками. Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди... Все лица были печальны... Он знал, что это было почти проигранное сражение».

К концу дня русские, потеряв до половины армии убитыми и ранеными, по-прежнему не желали признать себя побежденными, и Наполеон, лишившийся более четверти своих солдат, с ужасом думал о том, что назавтра битва продолжится. Кутузов, стремясь сохранить армию, приказал отступать. Тем не менее он настаивал: Бородино было великой победой, зверь получил смертельную рану, от которой ему уже не оправиться. Перед тем, как оставить Москву, он воскликнул, охваченный страданьем и гневом: «Будут же они у меня лошадиное мясо жрать!» Можно легко представить себе, как маршалы Тимошенко, Буденный и Ворошилов повторяют эти же слова после кровавой бани, что они устроили гитлеровским армиям под Смоленском, Одессой и Киевом. Можно ли упрекать русских за то, что сегодня они уверены: пусть даже падут Одесса, Москва и Ленинград, Гитлер найдет в России свой конец.

Купола в лучах солнца

14 сентября, с восхищением глядя на раскинувшуюся перед ним Москву, сверкающую куполами под ярким солнцем, Наполеон не понимал, что его судьба уже решена. Ведь русский народ по собственному почину взялся за оружие еще до того, как власти успели организовать общенациональное сопротивление захватчикам. Как и Верховное командование вермахта сегодня, Наполеон в «Войне и мире» горько жалуется: русские оскверняют «благородное искусство войны».

Но именно само представление о войне как о благородном деле, возвеличивание любого удачливого милитариста ненавистно Толстому: для него силы, определяющие судьбы народов, связаны не с завоеваниями, армиями и сражениями – у них совсем иной источник. Этот источник – полная антитеза гитлеровскому «новому порядку», это та самая вера, которую защищают сегодня демократические страны.

Россия, в отличие от Западной Европы, не унаследовала от греков и римлян традицию возвеличивания военного искусства. Славяне были мирными пастухами, землепашцами, торговцами; они немало страдали от воинственных соседей и свирепых кочевников, являвшихся к ним с огнем и мечом потому, что их земли по прихоти истории оказались на пути периодических миграций с Востока на Запад. Пока Западная Европа рукоплескала и осыпала почестями рыцарей в сверкающих латах, пела хвалу доблестным и мужественным воинам, храбро защищавшим свои замки и отправлявшимся в далекие походы, чтобы одолеть других надменных рыцарей и подчинить их подданных, славяне-русичи возненавидели войну: ведь они стали жертвами самых свирепых и беспощадных воителей в истории – монголов под предводительством Чингис-хана и его потомков.

У русских не было замков, не было турниров, где скрещивали копья рыцари, закованные в раззолоченную броню; война для них не была состязанием полководцев и дворян в мастерстве, от исхода которого зависело лишь имя короля или рыцаря, которому вассалы завтра – в который раз - принесут присягу. Русские знали совсем иную войну – набеги жестоких орд, предававших их землю огню и убивавших всех подряд. С незапамятных времен война для русских – не благородное и романтическое занятие; она означает лишь смерть, опустошение, насилие и разруху. Так стоит ли удивляться, что они всей душой ненавидят войну и агрессоров?

Все для победы

У Толстого вы, наверно, не найдете объяснения, почему русские с таким презрением относятся к собственной смерти и к собственному имуществу, что готовы пожертвовать всем, лишь бы уничтожить захватчиков. Дело вот в чем: Западная Европа – пространство небольшое и перенаселенное, европеец всегда находится в самом тесном контакте с достижениями рук человеческих, с красотой, богатством и комфортом, созданными веками упорного труда. Он понимает, какое долгое время понадобилось, чтобы этого добиться, и не мыслит себе жизни без всего этого. Можно ли представить, чтобы англичане по собственной воле сожгли Кентерберийский собор или здание Парламента? Они будут защищать их до конца, но никогда не предадут огню просто для того, чтобы они не достались врагу, или чтобы затруднить его продвижение.

Но ведь Киев – город не менее древний, чем Кентербери; там находятся памятники истории, столь же дорогие сердцу каждого русского, как нам – величественный собор. Тем не менее русские без колебания жгут и разрушают его, – как в свое время Москву – чтобы помешать усилиям агрессора. Почему? Дело в том, что мысленный горизонт русского не ограничивается ценным наследием прошлого и плодами человеческих усилий, как у представителей «сосредоточенной» цивилизации, родившейся на тесных, небольших пространствах. Изначально он был первопроходцем-кочевником, живущим среди просторов, где горизонт ограничивается лишь краем неба. Его больше всего восхищают не плоды человеческого труда и умения, а бесконечность и мощь Природы. Веками он трудился в поте лица, чтобы просто обеспечить себе скудное существование, и слишком часто результаты этого труда пускали по ветру суровые силы природы или жестокие люди; и тогда ему приходилось пускаться в путь, чтобы начать все сначала на новом месте. Такая среда и жизнь не слишком способствует большому уважению к материальному имуществу. Русские, для которых, похоже, сама длительность существования на нашем свете представляется относительно маловажной, не слишком ценят и саму жизнь – их пытливый ум постоянно ищет высшую правду, которая интересует и заботит их куда больше, чем практические, материальные достижения.

Ошибка истории

Все это нашло свое отражение в русской истории и институтах. Русский никогда не был тем покорным рабом, которым рисуют его европейские историки. Он с готовностью принимал теократическую идею, требовавшую от всех общественных классов поставить свою свободу и труды на службу освященному божьей волей порядку. Много столетий крестьянин был крепостным не в большей степени, чем дворянин, также состоявший на государевой службе. Лишь в 18 столетии, с притоком в Россию западных идей и немецкой крови, новая космополитичная аристократия упразднила все издревле существовавшие обязательства, связанные со служением, и попыталась поработить народ ради собственных капризов и удовольствия. Только после этого крепостное право превратилось в настоящее рабство.

И русский народ отнюдь с этим не смирился. Он слишком остро осознавал, что из прикрепленных к земле слуг государства превращается в личную собственность капризных хозяев, возмущался несправедливостью такого положения дел и восставал против него. В конечном итоге именно это становилось причиной всех брожений в русском обществе начиная с конца 18 века. Разрушение древнего справедливого баланса обязанностей и зависящих от них привилегий, на котором строилось русское государство, и тот факт, что один из общественных классов, как отмечал историк Ключевский, начал жить исключительно ради собственной выгоды, стали первопричиной революционного движения, увенчавшегося падением старого режима.

И необычайная энергия, которую этот народ с тех пор проявил и в процессе строительства экономики, и в борьбе с «фрицами», связана прежде всего со свержением чужеродной касты и искусственной системы, державшей его в цепях. Сегодня русские демонстрируют не преданность марксовой коммунистической идеологии; они действуют как народ, чей естественный, томившийся под спудом гений был внезапно выпущен на волю. Несомненно, такой народ, и такая страна, должны оказывать большое влияние на события в мире – влияние, способное принести самые плодотворные результаты, если оно соединиться с умеряющим страсти, более зрелым влиянием англосаксов. У нас с русскими есть много общего.

Взаимодополняющие идеалы

Англосакс, выросший на своем одиноком острове, покоривший гигантские и неизведанные просторы океанов, также восхищается мощью и непостижимостью Природы. Но разнообразная и активная жизнь, которую ему приходится вести, придала его уму практический склад. Британец – островитянин и мореплаватель – еще в далеком прошлом научился жить самостоятельно и высоко ценить эту самостоятельность. Он должен полагаться на собственную предприимчивость, гибкость, изобретательность.

Если русский воспринимает мир как гигантское братство людей, где не должно быть места классовым и расовым различиям, англосакс убежден: такое братство может возникнуть лишь в том случае, если каждый готов будет уважать священную индивидуальность брата своего, выделяющую человека из толпы и обеспечивающую его дальнейшее совершенствование. Индивидуальное самосознание и уважение к человеческой жизни и собственности, свойственное англосаксам, должно дополнить идеал русских – социальную справедливость для всех. Только после этого можно будет установить гармоничное равновесие между личным и общественным в жизни человека. В этом состоит величайшая из проблем завтрашнего дня. И потому-то так важно взаимопонимание между нашими великими народами. Их исторические задачи и идеалы дополняют, а не противостоят друг другу. Именно сочетание страстной приверженности русских социальной справедливости с англосаксонским терпением и взвешенностью суждений даст нам надежду на построение более разумного миропорядка после окончания нынешней войны.

Статья опубликована 26 сентября 1941 года.

Перевод: Максим Коробочкин

ИСТОЧНИК - RUSKA-PRAVDA


  • 1
Хороший текст. Очень хороший. Ишь как ангосакса прикрутило тогда

"Именно сочетание страстной приверженности русских социальной справедливости с англосаксонским терпением и взвешенностью суждений даст нам надежду на построение более разумного миропорядка после окончания нынешней войны."

а ведь многие верили, что так и будет.

И журналисты нормально писали. Виден исторический обзор и интеллект, в отличие от теперешнего.
Как быстро все забылось, если англосакс решил даже свою историю сейчас переписать, выбросив Черчилля.
Зато опять темп общего сумасшедствия усилился.
И сказанное Мольтке "Право силы- идейное право" опять гуляет по миру.

Хотят опять сломать себе шею на русских пространствах и с русскими? Пусть суются, только теперь амеры с союзниками.

У Шубарта интересно на тему близости англосаксов и русских.

(Deleted comment)

Русские! Мы поправим вам идеал!

Ишь куда понесло!
Русские могут "принести самые плодотворные результаты" под "более зрелым влиянием англосаксов". "Индивидуальное самосознание и уважение к человеческой жизни и собственности, свойственное англосаксам, должно дополнить идеал русских – социальную справедливость для всех."

Re: Русские! Мы поправим вам идеал!

:-)

Re: Русские! Мы поправим вам идеал!

Ага. Тоже улыбнуло. Им самим до русских рости и рости...

Согласен с автором текста. Сталкиваясь с англосаксами в повседневности постепенно начинаешь видеть как много у нас общего в главном и как малы различия в принебрежимых частностях. Нам действительно стоило бы относиться друг к другу по братски, с уважением и настроением на продуктивное взаимодействие.

И нам есть чему друг у друга поучиться.

Может англосаксам и есть чему у нас поучиться, но вот нам от них нечего взять!

Спасибо, было интересно почитать.

Несомненно, такой народ, и такая страна, должны оказывать большое влияние на события в мире – влияние, способное принести самые плодотворные результаты, если оно соединиться с умеряющим страсти, более зрелым влиянием англосаксов. У нас с русскими есть много общего.
____________

уже пробовали немецкий порядок

теперь ещё и евроатлантический англосаксонский выбор

но в целом статья неплохая, правильная

(Deleted comment)
Деградировали?

Это чем мерять.

С точки зрения моей кошки прогресс - это количество креветок в холодильнике. Если её понятиями мерять, так большинство русских - полные ничтожества.

А вы чем меряете прогресс если не секрет?

(Deleted comment)
Фраза "Славяне были мирными пастухами, землепашцами, торговцами" вызывает ступор. Славяне только то и делали на протяжении всего исторического пути, что занимались с кем-нибудь мордобоем. Причем, если в Европе мордобой был ярко выраженной социальной привилегией, в славянских странах это было (и остается до сих пор) массовым народным увлечением. Россия, к примеру, многократно теряла армию полностью, что нисколько не мешало ей собирать еще одну, а то и две.

Воинский дух не мыслим без презрения к смерти - поскольку воин у славян редко является закрытым обособленным сословьем, героизм свойственен народу в большей степени. Даже у поляков, оформивших военное сословье в "шляхецкую" касту, последняя составляла до 10% населения (при сегодняшней производительности труда не всякая экономика такое выдержит) и доступ в нее за боевые заслуги был открыт (т.е. к боевым действиям привлекалось и остальное население)

Кроме того, исторические конфликты славян часто носили характер поголовной национальной или религиозной резни, потому выбор был прост - "победа или смерть".

Навыки выживания, любовь к оружию, силовым единоборствам и военным хитростям уже давно пробиты на генном уровне. Посмотрите список 10 лучших спортсменов в абсолютных весовых категориях в любом радикально головооттяпывающем виде спорта. В нас с пеленок заложено, что врагу/бандиту/гопнику нужно давать сдачи, а не сдаваться пытаясь сохранить требуху.

Никто на этой планете не воевал столько, сколько восточные славяне. Что неприятно - чаще всего между собой. И никто из посторонних идиотов, ввязавшихся в конфликт, не победил, т.к. не обладал да и не мог обладать необходимыми для этого технологиями ведения войны для имеющихся расстояний, ландшафтных и погодных условий. Восточная Европа и сегодня располагает гораздо большими ресурсами,нежели может сколько-нибудь освоить население. Что не мешает вполне успешно их защищать.

"Сказка о мирных славянах" - это пропаганда гребанных троцкистов-интернационалистов.

> Славяне только то и делали на протяжении всего исторического пути, что занимались с
> кем-нибудь мордобоем.

С кем-нибудь? С кем конкретно, если забыть о самозащите, когда это необходимо? Какая нация в результате наших действий потеряла плотность населения?

Насчёт "оттяпали"

Почитайте у Мартиросяна А.Б., очень интересно трактует основной закон Геополитики. Много фактов, и действительно интересно.
Добавлю от себя: я насчитал на территории современных США 536 индейских племен (по другим данным - 550), а вот занимают они всего 2,3% территории США, т.н. резервации.

В России 165 (беру по памяти) наций и народностей. И практически все живут на своих исторических землях и имеют своё управление. (в СССР было также).

Трудно не согласиться с А.Мартиросяном, когда он объясняет, почему наши шли далеко, как они дошли до Калифорнии не уничтожив ни один народ и сохранив громадные территории.
Прочтите, и я думаю, что Вы больше не станете обвинять славян в мордобое.

Times: "Самопожертвование русских – в чем причина?"

User doomsterion referenced to your post from Times: "Самопожертвование русских – в чем причина?" saying: [...] Originally posted by at Times: "Самопожертвование русских – в чем причина?" [...]

  • 1